Вопрос регулирования рынка зерна и других видов продовольственных товаров, особенно их экспорта, в Украине сегодня как никогда актуален. Со своими инициативами по этому поводу выступают представители министерств и ведомств, некоторые народные депутаты. Однако доказано опытом: для чего выдумывать свой велосипед, если модели регулирования продовольственных рынков уже десятилетиями апробированы мировыми аграрными лидерами и эффективно работают в США, странах Евросоюза или в Бразилии и постсоветских государствах.
Собственно, то, какие механизмы работают в мире, мы попросили прокомментировать президента Украинской зерновой ассоциации Владимира КЛИМЕНКО. Накануне именно по просьбе УЗА информационное агентство «АПК-Информ» подготовило развернутый аналитический анализ по этому вопросу.
— Владимир Георгиевич, каковы основные итоги этого исследования? Как мир работает на зерновом рынке?
— Прежде всего отмечу, что в любом государстве существует определенный конфликт интересов между потребителями и производителями или переработчиками. Одни хотят более дешевую продукцию, другие — больше прибыли. И в этой ситуации государство с помощью своих полномочных представителей, применяя различные механизмы регулирования, должно и обязано обеспечить сохранение здорового паритета интересов. В каждой стране к этому вопросу подходят по-своему, учитывая целый ряд политических, экономических, социальных и даже географических особенностей.
Попытаюсь это наглядно показать на примере стран—лидеров по экспорту зерновых.
США
Экспорт зерновых культур в Соединенных Штатах Америки осуществляют только частные компании, за исключением продовольственной помощи. Правительство напрямую не привлечено к повседневному процессу экспортных операций зерновых и масличных культур, которые экспортируют частные коммерческие компании, конкурирующие между собой. Если правительство США предоставляет международную продовольственную помощь, оно тоже заключает сделку на покупку и перевозку товара с частными структурами, которые по рыночным ценам продают и транспортируют необходимый товар в страну-импортер.
До 2007 года государство оказывало поддержку фермерам в виде денежной помощи на один гектар. А также выкупало часть урожая, если цены на биржах были ниже минимальной гарантированной, например, ниже
2 долларов за бушель кукурузы. Но с ростом мировых цен на продовольствие этот механизм утратил свою актуальность, и фактически сегодня государство не предоставляет никаких дотаций фермерам.
Правительство не создает резервных фондов, поскольку сформированные спрос и предложение позволяют компаниям и экспортировать зерно, и продавать его внутри страны по ценам, удовлетворяющим всех участников рынка.
В то же время государство обязует экспортеров заполнять экспортные декларации, которые должны содержать всю информацию о товаре и о компании-экспортере (качество, количество и база экспортной поставки).
Государство в лице USDA (министерства сельского хозяйства США) также обеспечивает участников рынка оперативной информацией о ситуации на рынке. Каждую неделю публикуются общедоступные отчеты об экспорте зерна, а раз в месяц выходят зерновые балансы как в США, так и в мире.
Канада
В Канаде есть две системы экспорта пшеницы и ячменя. Одна — это свободная торговля и экспорт зерна всеми участниками рынка (фермерами и трейдерами), действует во всех восточных провинциях Канады.
Вторая система действует уже более 60 лет в западных провинциях, где главным и единственным игроком на рынке является Канадский совет по пшенице и ячменю. Совет принадлежит фермерам и кооперативам. Покупая зерно у производителей, совет обеспечивает его экспорт, распределяя все доходы между производителями пропорционально сданной продукции. Комитет работает на бесприбыльной основе, а руководство комитета избирают сами производители.
Несмотря на монополию, совет может пользоваться услугами торговых компаний, чтобы они доставляли зерно в порт, и оплачивает компаниям эти услуги. Роль государства в этом случае сведена лишь к законодательному обеспечению деятельности совета.
Другие зерновые и масличные культуры все провинции Канады реализуют и экспортируют по первой схеме.
Бразилия
Здесь нет никаких ограничений экспорта. Правительство не вмешивается в экспортные операции. Экспортируют и крупные транснациональные компании, и бразильские производители, и торговые компании в условиях высокой конкуренции друг с другом.
Единственный метод, который государство считает эффективным, — это интервенционные закупки, когда цена на рынке опускается очень низко. Государство устанавливает уровень минимальных цен на основные зерновые культуры. Если цены на рынке опускаются ниже установленной минимальной цены, то государство выкупает то зерно, которое фермеры хотят продать по этой минимальной цене в данный момент. Затем зерно, выкупленное государством, продают на аукционах по более высокой цене, когда рынок идет верх. Если цена не поднимается, то зерно остается в интервенционных запасах до тех пор, пока цена не начнет подниматься.
Ежегодно на протяжении последних пяти лет Бразилия экспортировала 7—13 миллионов тонн зерновых и 25—35 миллионов тонн масличных (сою).
Аргентина
Интересный пример. В стране регулируется экспорт пшеницы и кукурузы. Роль государства состоит в ведении четкой статистики внутреннего потребления и экспорта, прогнозировании будущего урожая. Расчетные балансы по культурам — главный аргумент для увеличения или уменьшение экспорта. На основании баланса дается заключение об объемах экспортных квот. Все эти данные абсолютно открыты для всех участников рынка. Объем возможного экспорта обнародуется до начала сбора урожая, чтобы не задерживать экспорт в первые месяцы после жатвы.
Право на получение квоты имеют все без исключения участники рынка: как трейдеры, так и сельхозпроизводители.
Эта система позволяет государству не делать закупок зерна в резерв, поскольку в стране всегда его достаточно для внутреннего потребления.
Весь объем экспорта делится на периоды, и экспорт осуществляется равномерно в течение всего года. Государство это делает для того, чтобы окончательно определить объем урожая и регулировать размер квот, если урожай меньше или больше ожидаемого.
Австралия
До 2008 года существовали две государственные компании по торговле пшеницей (AWB — Австралийский комитет по пшенице) и ячменем (ABB — Австралийский комитет по ячменю). Но с 2008 года их признали неэффективными, и государство разрешило их приватизировать. Сейчас оба комитета принадлежат частным торговым компаниям.
После отмены монополии двух государственных организаций на экспорт пшеницы и ячменя компании-экспортеры должны получать лицензии на экспорт. Эти лицензии выдает государственная компания по экспорту пшеницы. Процедура лицензирования будет существовать в течение двух следующих лет как переходная система, после чего ее должны отменить. Государственный департамент по торговле выдает лицензии на остальные виды зерновых.
Австралийский комитет по ячменю выкупила международная компания «Витерра» в 2008 году, а Австралийский комитет по пшенице выкупила компания «Каргилл».
В западной части Австралии еще остался фермерский кооператив CBH, являющийся монополистом по перевозке зерна в порты Западной Австралии. Но, несмотря на свое монопольное положение, кооператив дает право всем перевозчикам и другим участникам рынка экспортировать из этой части Австралии.
В 2008 году экспорт зерна вырос с 11 до 19 миллионов тонн и держится на этом уровни уже третий год.
— Это далекие страны. А что в Европе, у наших соседей?
— Здесь, простите за каламбур, мы тоже Америку не откроем. Все понятно и прогнозируемо.
Европейский Союз
В ЕС нет ограничений на торговлю и экспорт зерновых. Любая компания или фермер может стать экспортером. Для всех участников равные права
и однотипная процедура экспорта.
Главное требование Европейской комиссии, отвечающей за торговлю, — декларирование количества зерна, которое компании собираются экспортировать. Эта процедура необходима, чтобы комиссия имела возможность оценить темпы экспорта и своевременно корректировать свои зерновые балансы. После прохождения процедуры декларирования компания получает экспортную лицензию, дающую право отгрузки зерна на экспорт.
Комиссия также может в случае высоких темпов экспорта регулировать его, устанавливая квоты, но до настоящего времени такой метод ограничения не применялся.
Чтобы предотвратить резкое снижение цен на зерновые, в ЕС действует механизм закупки зерна у фермеров в интервенционный фонд. Однако ЕС стремится постепенно отойти от такой дорогостоящей практики. На-
пример, с мая 2010 года ячмень уже исключен из перечня товаров, подлежащих интервенции.
Турция
В условиях благоприятного сезона Турция является и экспортером, и импортером зерновых. Работу рынков зерновых и масличных культур страны регулирует Турецкий комитет по зерновым (TMO) — государственный орган, который подчиняется министерству сельского хозяйства.
Импорт зерновых ограничивается пошлиной, а экспорт — квотированием. Частные компании могут осуществлять экспортно-импортные операции на рынке зерна только с разрешения ТМО. В случае плохого урожая ТМО вводит запрет на продажу зерна на мировой рынок. В благоприятные сезоны ТМО разрешает экспортировать турецкую пшеницу и частным трейдерам.
Политика государства направлена на поддержку внутренней переработки пшеницы и экспорт муки. Исходя из этого, частные компании, которые хотят импортировать зерно, освобождаются от уплаты импортной пошлины только в случае дальнейшего экспорта эквивалентного объема пшеничной муки.
На TMO также возложены функции по проведению товарных интервенций.
Россия
До закрытия экспорта зерна в 2010 году в России не существовало каких-либо ограничений на экспорт зерна любым участником рынка. В стране в то же время действовали как отечественные, так и транснациональные частные зерноторговые компании, государственная компания ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК). Экспортировать зерно могли также и сельхозпроизводители. С открытием экспорта муки с 1 января этого года никаких изменений в условиях экспорта не произошло.
На ОЗК также возложена функция агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Казахстан
Система экспорта зерна в Казахстане очень напоминает российскую модель. Экспортировать зерновые и продукты их переработки могут все участники рынка. Государственным агентом по формированию государственных запасов, в том числе и интервенционных, выступает АО «НК «Продкорпорация». Она также вместе с отечественными и транснациональными компаниями экспортирует казахстанское зерно. Никаких преференций от государства при экспорте нет.
В те периоды, когда цены опускаются ниже себестоимости производства зерна, правительство платит субсидии экспортерам, которые компенсируют фермерам разницу между экспортной ценой и себестоимостью производства.
— То есть...
— Ни в одной ведущей стране-экспортере фермеры, а тем более государство, не являются основными экспортерами. Все страны понимают важную роль торговых компаний во всей цепочке поставки зерна и масличных культур. Это и понятно, ведь фермеры, которые каждый день заняты заботами на полях, не всегда хотят и не имеют возможности заниматься экспортом. Сотрудничество с профессиональными торговыми компаниями позволяет фермерам сфокусировать внимание на повышении эффективности выращивания зерновых или масличных культур и не заниматься организацией доставки товара в порты, так как это отбирает много времени и нуждается в дополнительном финансировании. В основном фермеры отдают предпочтение получению платы за товар, доставив его на ближайший элеватор. Фермеры, которые хотят сами заниматься экспортом, могут это делать на равных условиях со всеми участниками рынка.
Ни в одной ведущей стране-экспортере не распределяется НДС таким образом, что у одних имеются преференции по уплате или возвращению этого налога перед другими.
Большинство экспортно ориентированных стран не формирует больших переходных запасов зерна (кроме стратегического резерва), а тем более не заставляет фермеров их формировать, вводя экспортное регулирование. Большинство отдает преимущество свободному экспорту. Например, Евросоюз может оставлять большие резервы, но это произойдет только тогда, когда цены на рынке резко падают, а не тогда, когда достигают мирового максимума.
Поэтому я надеюсь, что Украина не на словах а на деле создаст благоприятный инвестиционный климат в агросекторе, а результат не заставит себя ждать. Ведь правила игры на этом рынке установлены уже давно. И они предусматривают: главной задачей правительства в сфере АПК должно быть проведение политики создания условий для повышения производительности выращивания сельхозкультур, улучшения качества и уменьшения себестоимости производства, которое возможно лишь в условиях свободного рынка. А с помощью интервенционного фонда государство способно балансировать интересы всех участников рынка (экспортеров, производителей и переработчиков).
Уверен, это понимают и наши государственные руководители. И еще. Когда-то нам урожай зерна больше 52 миллионов тонн казался фантастикой, но мы можем уверенно переступить и стомиллионный рубеж. А, учитывая то, что продовольствие станет в будущем самым дорогим ресурсом, Украина, используя свои возможности, может стать одной из богатейших стран мира!