Борьба простого народа за свою трезвость — белое пятно в украинской истории. Однако не только с сугубо познавательной целью о ней надо рассказывать. А потому, что само время требует... 
Весь февраль — ни капли алкоголя!
Среди больших и малых праздников, радующих и увеселяющих наш народ, мы почему-то забыли об одном, который, возможно, на сегодняшний день едва ли не самый главный для украинского общества. Этот день, 2 февраля, провозглашен «праздником Возрождения». Конечно, далеко не каждый вспомнит, что это было за общество и что оно отстаивало. (При огромном количестве украинских партий и партиек их легко спутать, тем более что нынче действительно действует политическая структура с тождественным названием. Однако прошу не путать. Речь идет о другом.) А боролось в начале прошлого века общество «Відродження» за трезвость. И имело для этого огромные основания — пил люд беспощадно (30000 корчем на территории тогдашней Галиции!), и потому осознающие свой долг лучшие представители тогдашней интеллигенции объединились.
У украинцев огромная и, без преувеличения, интересная история борьбы с пьянством, да и масштабы пьянок в самом деле поражали и требовали противостояния. Наверное, поэтому антиалкогольное общество «Відродження», зарегистрированное 14 февраля 1909 года, быстро набирало обороты. Весной 1910 года почти 700 галичских громад высказались против корчем на своих территориях. Например, на Пасху 1910 года вся громада села Ярушичи, что на Стрийщине, присягнула не употреблять водки на протяжении 6 лет, а также не заходить в корчму за каким бы то ни было товаром. Как результат — корчма закрылась, а на ее месте появились школа и часовня.
Целые села, одно за другим, отказывались пить. Совершено понятно, что для этого надо было осуществить просто огромнейшую работу и, конечно же, подключить, а вернее, поставить во главе нравственных авторитетов, которые могли словом влиять на громады. К счастью, в тогдашней Галиции такие были. Митрополит Андрей Шептицкий в феврале 1930 года выступил с воззванием, которое произвело огромное впечатление. Были в нем, в частности, такие слова:
«Український народе!.. Чи не чуєш щодня про злочини, убивства, крадіжки та розбої, яких допускаються старі й молоді напідпитку? Чи не знаєш, що батьки-п’яниці приводять у світ тупоумних дітей, ідіотів, епілептиків, сухотників або із вродженим нахилом до злочинності?
Найвищий час схаменутися та глянути у вічі сумній дійсності. Треба вже раз пізнати цю невмолиму правду, що сила одиниці та всього народу лежить у тверезості! А коли хочемо діждатися кращої будучності, то мусимо виповісти безщадну боротьбу алкогольним напиткам і їх розсадникам — корчмам.
У тій цілі проголошуємо цього року, як і кожного, місяць лютий місяцем боротьби з алкоголем та корчмами. Нехай кожен почне від самого себе! Зрічемося вживати тої отрути та перестаньмо силувати до неї других!
...Не словом, а прикладом докажімо, що ми є живим великим народом, що хоче кращої будуччини та вміє до неї змагати!».
Нечего добавить... Столько лет прошло, а словно для сегодняшней Украины написано! В день выборов я вспомнила об этом воззвании, наблюдая, как с самого утра чуть ли не толпы алкоголиков собирались вокруг избирательных участков в надежде, что, может, кто-то их голос купит? (Ради водки — все на продажу!) Но в этом году осуществить такой бизнес не удалось, и, покрутившись немного, пьяницы разошлись, печальные, по домам...
Вечером я нашла брошюру авторства Василия Лабы — удивительного человека, который собрал вместе и издал уже в независимой Украине «Историю борьбы галичских украинцев за свое духовное освобождение». Тоненькая книжечка стала библиографической редкостью, ее с 2000 года никто не переиздавал, хотя она могла бы пролить свет и напомнить о многих хороших начинаниях. Возможно, кому-то это невыгодно. А вдруг люди надумают брать пример? Это же какие убытки для олигархов—владельцев заводов по производству водки!
Выпил — плати штраф!
Даже сложно сегодня представить, насколько массовым было в Галиции движение трезвости и насколько интересными были его формы. Впрочем, нечего удивляться: методы были простые и искренние, как душа народа, который не хочет погибать от водки. В 1911-м громада села Пониква решила бойкотировать корчму под страхом штрафа в 10 крон, наложенного на нарушителей. В селе Добривляны Жидачевского уезда корчма стояла как раз напротив школы, и крестьяне начали своего рода психологическую войну против корчмаря — шумом и криками не давали ему ночью спать. Однако по его просьбе Жидачевское староство прислало в село четырех жандармов, но это воли крестьян не сломало, и корчмарь все равно вынужден был уехать из села, так как не было там никаких прибылей.
В начале ХХ века движение в значительной степени возглавляло общество «Відродження», организаторами которого становились представители сельской интеллигенции, а именно духовенство и учительство, которые призывали к учреждению в селах обществ трезвости, школ, ссудных касс и общественных шпихлиров (больниц). Однако среди архивных документов сохранился устав антиалкогольного кружка «Поступ», возникшего осенью 1906 года в селе Пороги Богородчанского уезда. Под уставом стоят подписи 12 крестьян, и именно они, очевидно, стали основателями первого в Галиции украинского светского общества такого типа.
Разумеется, возникло общество не на пустом месте. Как и беда не пришла в один день. Выступая в галичском сейме 23 февраля 1866 года, посол С. Качала (автор популярной тогда брошюры «Що нас губить, а що нам помочи може?») печально утверждал: «Нині намножено шинків без числа по полях, по лісах і по селах, що неміра. Навіть по селах маленьких, де донедавна ледве був шинок, нині потроїлося, так же і по хатах хлопських шинки закладаються без перешкоди». (Не кажется ли вам, что и сегодня похожая ситуация?) Причиной сельского пьянства было и следующее правило: за выполненную крестьянами работу эконом давал чек на определенную сумму и посылал крестьян в корчму за водкой. Ясное дело, что приглашение к бокальчику-второму приводило к тому, что крестьянин оставлял здесь и какую-то часть своих денег.
Неудивительно, что митрополит Иосиф Сембратович 3 апреля 1874 года обратился к народу с посланием «Про високу гідність людини». По его же просьбе папа Пий ІХ предоставил «Братам тверезості» духовные льготы, и такие братства начали восстанавливаться. (По архивным данным, братства зарождались еще в 40-х годах ХІХ века, сначала при костелах и церквях).
29 октября 1872 года митрополитская консистория разрешила проводить во Львовской епархии духовные миссии против пьянства, которые выливались в многотысячные собрания крестьян. Священники провозглашали длинные речи против пьянства, устраивались символические похороны водки, устанавливались памятные кресты трезвости. Крестьяне в эти дни массово принимали присяги не употреблять алкоголь. Им вручали «Грамоти братства воздержности» или брошюры «Меч духовный». Только с конца 1874 года до середины 1875-го было роздано 60 тысяч экземпляров «Грамоти».
И все же власть всегда проявляла в этом вопросе противоречивые намерения. В конце марта 1901 года в Вене начал свою работу антиалкогольный конгресс, и его почетный президент, австрийский министр образования Гартль отметил, что в Галиции существует краевой закон против пьянства, который следовало бы применить по всей стране. Этого, конечно, не произошло, потому как и тогда, и сегодня прибыли власть имущих значили больше, чем здоровье народа.
Когда люди переставали посещать кабаки и прибыли производителей водки падали, они нажимали на разные тормоза — и законы относительно алкоголя «смягчались». Так в октябре 1882 года польские помещики добились устранения «неудобного» митрополита Сембратовича, потому что уж слишком сильным во времена его правления было движение трезвости.
Учит ли нас история?
Сегодня примеров борьбы с алкоголизмом, когда, скажем, вся сельская громада поднималась бы на борьбу с водкой, с огнем не сыскать. А таких энтузиастов, как отец Гилецкий, — очень мало. Не раз собирал он в селе Станкив, что на Стрийщине, крестный ход «Похороны алкоголизма». От 600 до 1000 человек выходило; они останавливались у каждого дома, где торговали водкой, и молились, чтобы обратить продавцов к покаянию и добрым делам. А потом образовывали символическую могилу. В яму бросали бутылки с водкой и делали насыпь. Когда как-то кто-то сказал: «Вот увидите — пропойцы ночью придут и выкопают бутылки...», бутылки разбили, а на насыпи установили надпись: «Бог есть любовь».
Надо признать: когда только начал отец Игорь Гилецкий свою антиалкогольную деятельность, над ним подшучивали. Бывало и так, что насмехались даже священники. Ему даже угрожали, но он упорно делал свое! Постановил, что 7 числа каждого месяца в семь часов вечера все прихожане церкви будут молиться за тех, кто не может избавиться от зависимости: употребляет чрезмерно водки или употребляет наркотики. А что делать, если на 289 дворов аж в 30 домах можно было свободно водку приобрести?! Торговля водкой стала коммерческим делом, в мощной структуре крестьяне — всего лишь винтики, а главными исполнителями являются оптовые продавцы, приезжающие из города. Вот эти сильные и денежные люди и не хотели, чтобы крестьяне бросили пить. Это ж всегда так бывает: кто-то бедствует, а кто-то на той беде наживается...
Однако в течение последних трех лет таких фактов больше отыскать не удалось. (Лучше бы я плохо искала!) И на вопрос, готова ли наша громада сегодня, дойдя до предела, начать активную борьбу с алкоголизмом, практически все из опрошенных мной сказали: нет. Кстати, Движение трезвости шло бок о бок с ростом национального сознания и даже экономическим укреплением громад. Вспомним хотя бы предвоенные годы. В 1939-м на Галиции важнейшим учреждением в каждом селе была читальня «Просвіти». Велась антиалкогольная пропаганда, и дошло до того, что даже на свадьбах ставили разве что одну бутылку или вывешивали плакат: «Вместо алкогольных напитков — деньги на политзаключенных».
Вроде нет у нас сегодня узников совести, но совесть не стала гражданским знаменем. И выглядит так, что как раз время разворачивать борьбу с алкоголизмом, что почти всегда означает еще и борьбу за образованность, потребность в высоких духовных интересах и, как следствие, — экономический рост. Конечно, в этой борьбе свое слово должны сказать писатели, ученые, простые учителя и врачи, которые не утратили еще потребности служить народу. Но где те воззвания? Не слышно песен, которые бы уговаривали: не пей до дна. Наоборот, известных в Украине людей часто видим на экранах не с книгой, а с бокалом. Каждому — и последнему пропойце, и едва образованному деду, который уже пить и не может, — понятно, к чему приводят такие образцы — к сверхприбылям одних и погибели других.
Остается затянуть старую украинскую песню, рефрен которой — сплошная мольба:
«Шинкарка швидко горілку носить.
— Козацтво п’яне! — регоче ніч.
— Не пийте, хлопці, — Вкраїна просить.
— Не пийте хлопці — проп’єте Січ.
А турок платить, шинкарка носить.
І ллє горілки, і ллє вина.
— Не пийте, діти, — Вкраїна просить,
— Не пийте, діти, я в вас одна...».
Львов.