Киевская гимназия с углубленным изучением биотехнологий № 177, в Киеве на улице Курской, 12, — одно из ведущих общеобразовательных учебных заведений нашей страны. Собственно, и в большой Европе вы не найдете подобных школ, где биотехнологии изучаются как комплекс наук, с помощью которого человек сможет познавать весь окружающий мир.
К тому же, начиная с 2007 года, гимназия имеет статус экспериментального учебного заведения, работающего по программе «Школа полного дня» — это позволяет ученикам найти себе дело по душе за рамками сугубо учебного процесса.
Возглавляет 177-ю гимназию Ирина Сташевская, заслуженный учитель Украины.
— Ирина Станиславовна, ваша школа открыта для учеников с 8.30 до 18.30. Не устают ли школьники от постоянного внимания учителей?
— Концепция нашего учреждения заключается в том, чтобы гармонично развивать ребенка и обеспечивать его сопровождение как педагогическое, так и психолого-медицинское, в течение целого дня. Должны учитывать и то, что при нынешнем финансовом затруднении и сами родители не всегда могут уделять ребенку достаточно внимания. Или еще хуже — не хотят заниматься как следует ребенком, и тогда он попадает на улицу. Мы же делаем все от нас зависящее, чтобы гимназист был не просто под наблюдением, а мог заниматься любимым и интересным для него делом. В гимназии работают 60 кружков, 38 предметных и 8 спортивных секций — только выбирай. Открыты две вокальные студии, несколько театральных — в зависимости от возрастной категории или желания участвовать в спектаклях на немецком или английском языках.
Вообще я уверена, что от такого тесного общения выигрывают все, в частности, и учителя, у которых есть возможность совершенствовать свое педагогическое мастерство.
— Но не перегружаете ли вы школьников?
— Такие опасения безосновательны. Большинство уроков, особенно в младших классах, мы проводим в игровой форме, внедряем в учебный процесс инновационные технологии, у нас есть для этого три компьютерных класса, восемь мультимедийных кабинетов, интернет-библиотека.
Важно, чтобы школа стала для ученика родным и теплым домом, где он в лице учителя всегда найдет старшего товарища, помощника, советчика, а при кризисной ситуации, может, и вторых родителей.
В целом у нас учатся 650 детей, которыми опекаются около ста преподавателей. Собственно, учительский коллектив состоит из 60 человек, а остальные — приглашенные совместители высшей школы, театральных учебных заведений, известные хореографы.
Убеждена, что миссия преподавателя заключается в том, чтобы как можно полнее, как будто цветочек, раскрыть душу ребенка и привить в нем интерес к учебе. Для нас каждый ребенок — особый. Именно поэтому учителя начальной школы разрабатывают индивидуальную программу для каждого ученика отдельно, в зависимости от его способностей и возможностей. Это так называемое личностно-ориентированное обучение, реализовывать которое весьма не просто, но по-другому школа нынче уже работать не должна.
— Подбираете ли вы учеников каким-то особым образом, по специальным тестам, или, может, по статусу родителей, как это порой бывает?
— Как правило, в частной школе учатся дети только зажиточных семей. Мы же, как государственное образовательное учреждение, сохраняем баланс между родителями разного социального и материального статуса и гарантируем равный доступ к знаниям для всех. При этом создаем атмосферу, где дети все равны.
— Но давайте вернемся к специализации вашей учебной программы — биотехнологии. Здесь не каждый взрослый постигнет, что это такое.
— Мы смотрим на биотехнологии как на комплекс наук, с помощью которого человек будет познавать весь окружающий мир. Их прикладное значение — в любой сфере: фармакологии, пищевой промышленности, биологии, медицине и, что очень важно, — в биоэнергетике. Причем современный человек в XXІ веке не может обойтись без основательных знаний о гражданском праве, без изучения иностранных языков...
Гордимся мы и собственным ноу-хау — программами «Человек. Природа. Вселенная» (для классов биотехнологического цикла) и «Человек. Гражданин. Государство» (для общественно гуманитарного направления). Их авторами являются наши преподаватели: учителя биологии Татьяна Гаврилюк и истории Валентина Скрицкая. Эти программы ученики начинают постигать с первого дня обучения, но углубленная предметная специализация наступает после 8-го класса.
Кроме того, мы в сотрудничестве с учеными и преподавателями вузов разработали проект лаборатории биотехнологий. За основу взяли не только отечественный опыт, но и мировой — США и Англии.
Нынче процесс преподавания инновационных программ происходит под руководством декана факультета биотехнологий Национального политехнического университета Алексея Дугана. Сотрудничаем и со многими другими ведущими учебными заведениями — Киевским национальным университетом имени Т. Г. Шевченко, Национальным авиационным университетом, Киевским национальным университетом технологий и дизайна, Киевским национальным университетом строительства и архитектуры.
Учителя в классах прибегают к применению еще одного новшества — интерактивной доски. Также во время урока ученик имеет возможность с помощью компьютера пользоваться электронной базой, скажем, Оксфордской библиотеки. Кроме того, на сайте нашей гимназии постоянно размещены электронные задачи и электронные уроки.
Немало наших выпускников ведущие вузы страны зачисляют в студенты без вступительных экзаменов. Ученики постоянно занимают призовые места на городских и всеукраинских олимпиадах. Дети с самым высоким рейтингом успеваемости обязательно получают стипендию.
— Новаторство в любой сфере не может внедряться равнодушными людьми. В вашем трудовом коллективе много единомышленников?
— Конечно, иначе и быть не может. Никаких сдвигов к лучшему нельзя достичь без единой команды и слаженных действий.
Мы должны учитывать новые требования времени. Украина присоединилась к Болонскому процессу. Введенная система независимого внешнего тестирования, которую я приветствую, прозрачна и справедлива. Хотя в нашей работе есть моменты, которые себя действительно исчерпали, а есть и достижения, от которых абсолютно не надо отказываться. Имею в виду программирование учебного процесса, его методическое обеспечение, качество и уровень требований к ученикам. Этого мы не должны терять.
Я горжусь своим педагогическим коллективом. Случайные люди здесь не задерживаются. Любой молодой человек, который приходит работать в гимназию, должен быть трудоголиком, любить детей, отдаваться своему делу сполна и не думать только о материальном вознаграждении.
Средний возраст учителей гимназии составляет 43 года. Вместе с тем все до одного представители старшего поколения — это самые лучшие преподаватели, педагоги, которые самоотверженно служат своей профессии. Они настоящие подвижники!
К сожалению, существует проблема в том, что в учебные заведения приходит немного молодежи. Для них работать в школе стало непрестижно. И это проблема не только современной школы, но и власти, всего общества.
Тем не менее, тешит надежда на лучшее. По крайней мере, у нас сейчас работают и преподают восемь наших выпускников. Мы ими гордимся.
Наталия ТИХОНЕНКО, Укринформ (специально для «Голоса Украины»).
На снимке: заслуженный учитель Украины Ирина Сташевская.