Анатолий КИНАХ, Партия регионов:
Есть ряд вопросов, которые должны лежать в основе консолидации усилий всех для эффективного развития нашего государства. Вынуждены констатировать, что системный экономический кризис в Украине совпадает с глубоким кризисом политической системы власти, и главные риски для дальнейшего развития Украины — не внешние, а внутренние.
Беспрецедентное снижение уровня профессиональности и ответственности, кадровая политика по принципу « свой—чужой», кто больше даст за портфель, привела к разрушению вертикали власти в Украине. У некоторых министров одна запись в трудовой книжке — министр. На это уже обращают внимание и международные организации. Они бьют тревогу, потому что по таким параметрам определяют конкурентоспособность государства и уровень жизни граждан. Украина утрачивает резко свои позиции в мире — темпы сокращения численности населения, динамика заболеваемости СПИДом, экономические преступления, рейдерство, система налогообложения, по выводам международных экспертов, — одни из наихудших в мире. Учитывая это, нам необходимо понять, что талантливый трудоспособный народ, государство с высоким научно-техническим, интеллектуальным, промышленным, географическим, кадровым потенциалом становится заложником недееспособной авантюрной непрофессиональной системы власти. И как результат — растет внешняя зависимость Украины от экономической, политической конъюнктуры. По сути, Украина утрачивает часть своего суверенитета.
Сергей СОБОЛЕВ, Блок Юлии Тимошенко:
Мы относимся к тем нациям, которые выбирали себе независимость, которые сознательно проголосовали за это. И это объединило всех нас 18 лет назад в сессионном зале, и мы завоевали себе независимость. Но независимость — это не только формальные признаки. Это и уровень, в котором сегодня живет украинский народ. Именно поэтому наша фракция уполномочена заявить: те решения, которые было приняты парламентом и подписаны Президентом Украины относительно так называемых социальных стандартов, — еще одно подтверждение того, как якобы благие намерения ведут в ад. Хочу это проиллюстрировать на конкретных примерах. После того, как был принят закон благодаря фракции Партии регионов и других фракций, шесть миллионов наших сограждан получат доплату к пенсии по 60 копеек. Неужели тем, кто предлагал внести это в парламент, было неизвестно, что уже третий месяц правительство Украины, учитывая уровень инфляции, ввело доплаты в почти 28,5 гривни и после решения добавить 29 гривен шесть миллионов пенсионеров получили аж 60 копеек? Неужели не понятно было, что целый ряд категорий граждан, почти полтора миллиона, были вынуждены сегодня получить пенсию на 27 гривен меньшую по сравнению с той, которую получали? Неужели не понятно было тем, кто голосовал за это решение, что оно сделало доплату чиновникам и народным депутатам от 300 до 900 гривен? И это нужно теперь выполнять правительству? Именно поэтому, уважаемые граждане, вы должны осознать то, что с решением, за которое два месяца назад блокировалась трибуна в парламенте, случилось, как в старой украинской пословице, — «Гора родила мышь». И эта «мышь» — 60 копеек, которые теперь получают пенсионеры как доплату к пенсии.
Николай МАРТЫНЕНКО, фракция «Наша Украина — Народная самооборона»:
Приближение президентских выборов крайне заостряет ситуацию и в парламенте, и в стране. Мы видим, как ради власти некоторые политики и их партии готовы на все. Они уже показали в 2004 году, что не могут выигрывать без нарушения процедуры. Ныне это ярко проявляется в двух принципиальных моментах — во-первых, блокируются изменения в закон о выборах Президента. Все политические силы сошлись на том, что необходимо закрыть дыры в законодательстве, чтобы не допустить фальсификации. Но затем Партия регионов внезапно меняет свою позицию на 180 градусов. Повод надуман: так как возможность судебного обжалования результатов выборов — это не просто демократическая норма, это обязательное требование для честных выборов. Раньше Партия регионов декларировала необходимость изменений в закон о выборах. Депутат Лукаш даже внесла довольно неплохой законопроект. Но потом с политических соображений отказались участвовать в разработке соответствующего законодательства, хотя пробелы в законах и недостатки никуда не делись. Они усложняют избирательный процесс. Партия регионов хочет ловить рыбку в мутной воде.
Наш общий долг — обеспечить прозрачные и справедливые выборы Президента Украины. Необходимо поставить барьер для возможных фальсификаций. Ни одна фракция не имеет оснований не поддерживать эти законодательные изменения. Второй принципиальный момент — Верховная Рада должна принять закон о своем регламенте. Отсутствие регламентации деятельности высшего законодательного органа открывает широкие возможности для манипуляций. Регламент должен быть принят в виде закона. Если бы регламент был законом, это накладывало бы дополнительную ответственность на нашу работу.
Адам МАРТЫНЮК, Коммунистическая партия:
У меня в голове не вкладывается, как понять Кабинет Министров, который, начиная от Премьер-министра и заканчивая каждым чиновником, коллегами из проправительственных фракций, выходили на парламентскую трибуну и криком кричали, слезы проливали — как так, нельзя выполнить закон о социальных стандартах, потому что это не осилит государственный бюджет.
Теперь рассказывают очередную сказку: мы, приняв закон, повысили на несколько гривен прожиточный минимум, а минимальную заработную плату привели к тому, что 11 миллионов пенсионеров будут получать меньшую пенсию. Прошу, чтобы мы все-таки заслушали информацию министра социальной политики и труда, чтобы она рассказала правду, чтобы мы послушали Пенсионный фонд, аргументы профильного комитета, и выяснили, кто из них врет.
Среди нас есть те, кто получает пенсию депутата. Так прежде чем выходить на трибуну, подойдите к этим депутатам и спросите, увеличилась их пенсия или нет. Насколько мне известно, минимальные социальные стандарты не имеют никакого отношения к пенсионному законодательству государственных служащих, включая пенсии народных депутатов. Это имеет отношение к 11 миллионам пенсионеров, которые должны получать пенсии на 75—94 гривни больше. Если право правительство — мы должны принять другое решение и, возможно, отменить этот закон. Но если нет — то этому правительству не место в правительственной ложе.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, Блок Литвина:
Новые приоритеты — это популизм для бедных и деньги для богатых. Эти тенденции перекинулись и в армию. Неединичными случаями стали насилия, использование солдат в качестве бесплатной рабочей силы на частных роботах. В условиях экономического кризиса, когда армия, казалось бы, должна была обеспечивать стабильное место работы, из нее по собственной воле убегают военнослужащие. Лишь за 9 месяцев нынешнего года добровольно ушли из Вооруженных сил две тысячи контрактников и 300 офицеров. Делаются ли из этого выводы? Есть ли перспективы, что хотя бы в ближайшее время на армию обратят внимание? К сожалению, без существенных перемен в стратегии государства — нет. Такая государственная стратегия должна установить, что финансирование Министерства обороны может осуществляться на не менее чем 2 % от ВВП, а не 0,88 %, как сегодня. Что, кстати, является самым низким показателем для европейских стран.
Блок Литвина исходит из того, что социальная незащищенность украинского солдата — это фактически смертельная пробоина в обороноспособности страны. Социальные гарантии должны быть не только зафиксированы в законе, их нужно выполнять. Тогда военнослужащие смогут думать об обороноспособности.