Тисячі громадян України, переважно кримські татари, протистояли незаконному проведенню позачергової сесії ВР АРК. Але вже уночі 27 лютого 2014 року російські спецпідрозділи захопили адміністративні будівлі парламенту та уряду Автономної Республіки Крим. 28 лютого 2014-го депутати ВР АРК під дулами автоматів «зелених чоловічків» з грубими порушеннями процедури ухвалили рішення про призначення референдуму щодо статусу Криму...

 

Окупація півострова, до якої Кремль готувався заздалегідь, була складовою загального задуму повномасштабної російської агресії проти України. Такого висновку дійшли аналітики Національного інституту стратегічних досліджень. Днями його директор, академік НАНУ Володимир Горбулін оприлюднив доповідь, у якій проаналізовано передумови російського вторгнення на територію Автономної Республіки Крим та агресії на сході України. Подаємо у викладі основні тези цього дослідження, які стосуються анексії українського півострова РФ.

 

Ще 26 серпня 1991 року, через два дні після прийняття Верховною Радою України Акта проголошення незалежності України, П. Вощанов, прес-секретар президента РРФСР Б. Єльцина, за його дорученням оголосив офіційну позицію Росії щодо відносин із «союзними республіками»: «РРФСР залишає за собою право порушити питання про перегляд кордонів». 28 серпня 1991 року віце-президент РФ О. Руцькой на чолі офіційної делегації РРФСР прибув до Києва з метою примусити керівництво України відмовитися від щойно проголошеної незалежності, також погрожуючи переглядом кордонів у разі відокремлення України від Росії.

 

Уже через полгода территориальные претензии РФ к Украине были оформлены официальными решениями высших государственных органов России. 21 мая 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление № 2809-1 «О правовой оценке решений вышестоящих органов государственной власти РСФСР относительно изменения статуса Крыма, принятых в 1954 году», согласно которому постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» было признано не имеющим юридической силы с момента его принятия. В декабре 1992 года съезд народных депутатов РФ поручил Верховному Совету РФ рассмотреть вопрос о статусе Севастополя, и 9 июля 1993 года, выполняя это поручение, ВС РФ постановлением «О статусе города Севастополя» объявил российский федеральный статус города.

На протяжении всех лет независимости Украины Россия с применением всего имеющегося арсенала подрывных средств подпитывала антиукраинские, антизападные и пророссийские настроения среди населения Автономной Республики Крым и Севастополя. Сознательно игнорируя результаты волеизъявления крымчан во время Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года, крымские власти в начале 1990-х предприняли несколько попыток отделения от Украины (1992-й, 1994—1995 годы). Впрочем, такой сценарий не нашел широкой поддержки у населения полуострова. Спровоцированные Россией сепаратистские проявления были остановлены благодаря скоординированным усилиям руководства государства и органов сектора безопасности и обороны.

Осознав отсутствие активной массовой поддержки сепаратистских идей, Кремль сделал ставку на крымский криминалитет. В конце концов, именно насквозь криминализованные крымские организации Партии регионов и КПУ стали надежной опорой российского влияния и сыграли ключевую роль во время российской агрессии и дальнейшей оккупации.

Одним из ключевых факторов антиукраинской политики России в Крыму, а со временем одним из ведущих инструментов незаконной оккупации полуострова стал Черноморский флот РФ. Согласно ряду соглашений, подписанных Украиной и РФ с 1994-го по 1997 год, Украина передала РФ в аренду сроком на 20 лет ряд объектов в Севастополе, Автономной Республике Крым и в Геническе Херсонской области, которые обеспечивали базирование флота. В соответствии с соглашениями РФ могла держать в Крыму до 25 тысяч военнослужащих и обязалась не размещать ядерное оружие.

После окончания военного конфликта с Грузией в августе 2008 года военно-политическое руководство России провело анализ основных недостатков этой кампании. Основным направлением работы российской власти стала масштабная военная реформа, которая в корне изменила подход к развитию и применению вооруженных сил.

По информации ежегодного доклада Генерального секретаря НАТО за 2015-й, за последние три года Россия провела минимум 18 крупномасштабных военных учений, в некоторых из них принимали участие более 100 тысяч военнослужащих. При этом учения использовались для маскировки массового перемещения воинских подразделений в рамках подготовки к незаконной аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины.

Практическая отработка Россией сценария военной агрессии против Украины была осуществлена в ходе проведения совместных стратегических учений (ССУ) ВС РФ и Беларуси «Запад-2013» (19—28 сентября 2013 года). Особого внимания заслуживает содержание идеи учений: «В результате возникновения политического кризиса в сопредельной стране усиливалась деятельность оппозиционного движения. Используя поддержку третьей стороны, оппозиция пыталась перейти к решительным действиям. В регионах компактного проживания этнических меньшинств осуществлялось формирование вооруженных отрядов оппозиционных сил, которые на основе межнациональных и этнорелигиозных противоречий начинали вооруженное противостояние с провластными силами. С целью дискредитации законной власти перед мировым сообществом оппозиционные силы прибегали к провокационным действиям. Оппозиция продолжала получать всестороннюю помощь от западных государств и призывала к международному вмешательству во внутриполитический конфликт. С другой стороны, провластные силы пытались навести конституционный порядок в государстве собственными силами. Обострение ситуации могло спровоцировать волну акций неповиновения и в РФ. Согласно межгосударственным договоренностям между РФ и сопредельной страной на ее территорию осуществлялась переброска российского компонента Региональной (Межвидовой) группировки войск (сил). В дальнейшем эта группировка проводила военные операции по нейтрализации НВФ и недопущению проникновения на территорию страны новых вооруженных формирований».

Именно этот сценарий планировалось применить для аннексии Крыма и начала вооруженной агрессии против Украины. Это однозначно доказывает, что оккупация Крыма была только составляющей общего замысла полномасштабной российской агрессии против Украины. Кровавое противостояние в Крыму, спровоцированное спецслужбами и вооруженными силами РФ, должно было дать политические и пропагандистские основания для вторжения российских войск в восточные и южные области Украины, как это произошло в августе 2008 года в Южно-Осетинском регионе Грузии.

Накануне проведения стратегической чекистско-военной операции Кремль еще летом 2013-го начал непосредственную подготовку к незаконной аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины. В Крыму в течение ноября 2013-го — февраля 2014 года проходила консолидация пророссийских сил, организовывались незаконные вооруженные формирования (отряды «самообороны»), создавалась политическая и организационная инфраструктура для оккупации полуострова. Вместе с тем практическими мероприятиями подготовки России к аннексии Крыма стало развертывание в Южном военном округе ВС РФ оперативной группировки войск (сил) для обеспечения безопасности проведения Олимпийских зимних игр 2014 года, которая по своему составу в несколько раз превышала потребности обеспечения безопасности спортивных соревнований.

Заранее подготовленным планом начиная с 20 февраля 2014 года (еще до бегства В. Януковича из Киева) были организованы митинги под сепаратистскими лозунгами в Севастополе и Симферополе, в которых ведущую роль играли граждане РФ. Вместе с агентурой ФСБ РФ, ГРУ ГШ ВС РФ, СВР РФ, а также их боевыми подразделениями для участия в этих мероприятиях из России в Крым были специально завезены граждане России из числа спортсменов, работников охранных фирм, бывших военнослужащих, которые выполняли роль «возмущенных крымчан», провоцировали конфликты, всячески старались дестабилизировать ситуацию.

...После 28 февраля 2014-го подразделения ВС РФ установили контроль над объектами критической инфраструктуры, аэропортами, перевалами, мостами, начали блокирование украинских воинских частей и объектов на полуострове, некоторые из которых были внезапно захвачены. Одними из первых были захвачены украинские объекты связи и телекоммуникации. Уже в начале марта 2014 года оккупационные подразделения прекратили трансляцию украинского телевидения на полуострове. Работники главных управлений МВД и СБ Украины в Крыму и управлений МВД Украины и СБ Украины в Севастополе сразу после бегства В. Януковича начали саботировать приказы из Киева.

В этих условиях, быстро увеличивая военную группировку, которая по своему боевому потенциалу значительно превышала дислоцированные в Крыму украинские войска, Россия уже в первой декаде марта фактически завершила оккупацию полуострова.

В документальном фильме А. Кондрашова «Крым. Путь на родину» (март 2015 года) В. Путин заявил о своей готовности применить ядерное оружие во время операции по оккупации Крыма в случае вмешательства стран Запада. Он также сообщил, что лично руководил военной операцией, во время которой российские морские пехотинцы и части специального назначения ГРУ ГШ ВС РФ заблокировали украинские воинские части. Кроме того, В. Путин признал, что подразделения ГРУ ГШ ВС РФ провели специальную операцию по уничтожению каналов специальной связи украинских воинских частей с Киевом.

 

Указом Президента Украины от 7 марта 2014-го № 261 было остановлено действие Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 года   № 1702-6/14 «О проведении общекрымского референдума». Конституционный Суд Украины признал объявление референдума не соответствующим Конституции Украины. Однако вопреки нормам украинского и международного права 16 марта 2014-го «референдум» о независимости Автономной Республики Крым был проведен. При этом не были соблюдены общепризнанные стандарты народного волеизъявления.

 

26 лютого 2014 року. Крим. Сімферополь. Під час мітингу біля будівлі Верховної Ради Автономної Республіки Крим.

 

Фото Михайла РУДЕНКА.

 

26 лютого 2014 року. Крим. Сімферополь. Учасниця мітингу на підтримку цілісності держави Україна напроти будівлі Верховної Ради Автономної Республіки Крим.

Фото Арвідаса ШЕМЕТАСА (Укрінформ).