* Международное рейтинговое агентство Standard & Poo’rs ухудшило рейтинг в иностранной валюте до «ССС+/С» с отрицательным прогнозом агрохолдингам «Мрія» и «Мироновский хлебопродукт» — о свинье для эмитентов.
* Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) не ожидает продовольственной инфляции — о не факте.
* Все поезда «Хюндай» заменили на отечественные — о дефекте с гарантией.
С долгами замедленного действия
Как будто ничего страшного: солидное агентство привело кредитные рейтинги агрохолдингов, этих и других, в соответствие с суверенной страной. Его, напомню, эксперты снизили с «В-/В 2», что означает «эмитент платежеспособен до появления экономических проблем, которые могут помешать выплатам», до «ССС+/С», что означает «эмитент имеет сложности с выплатами по долговым обязательствам». Прямо говоря, находится в преддефолтном состоянии. Стоит ли прислушиваться!?
Сразу скажу, стоит. Среди множества причин, связанных между собой доверием инвесторов к нашей стране и мощным агрохолдингам, выделю самую типичную: нам указывают на вероятность негативного влияния курсовой политики власти на финансовое положение мощных аграрных компаний. Почему бы это, если девальвация гривни, которую мы наблюдаем уже две недели подряд, вроде бы должна способствовать им (растет выручка!). Не все так просто: существенная девальвация гривни очень скоро может воспрепятствовать обслуживанию их долгов, ведь они размещали свои ценные бумаги последних два года под 9 и более процентов годовых.
И не только это беспокоит. Новые торговые ограничения на валютном рынке, похоже, проигнорировали то, что экспортер вынужден заниматься также и импортом. Импортерам же закрыли «дверь в кассу» на шесть операционных дней. По мнению начальника финансового отдела мощного экспортера зерновых ООО СП «Нибулон» Андрея Михайлюка, это заставит депонировать оборотные средства для обслуживания валютных кредитов, а с другой стороны, что делать, если курс валюты за этот период вырос до такой степени, что депонированных средств не хватает?
Не лучшего мнения бизнесмены и о постановлении Нацбанка, обязывающего осуществлять платежи в пределах остатков на начало операционного дня, что по сути тормозит обороты бизнеса, который привозит валютную выручку, да еще и продает ее часть на межбанковском рынке.
Подытожу: жесткие торговые ограничения в сфере валютного регулирования осложняют ведение бизнеса и, как ни парадоксально, создают комфортные предпосылки для расцвета теневого рынка обменных операций. Тем не менее наиболее оптимальный курс доллара США представляется на уровне 8,5 гривни, не зря именно его брали как ориентир на 2014 год при размещении еровбондов. Он будет содействовать и экспортерам, и усилению конкурентоспособности украинского производителя на внутреннем рынке, и выведению на положительные значения текущего счета платежного баланса страны.
От девальвации — не скрыться
Теперь, простите, о физических лицах, и о том, как девальвация «будет доставать» нас с вами. Она прямо «потреплет» наши сбережения и доходы в банках, а также косвенно — в торговой сети ввиду подорожания импорта.
Гибкий валютный курс не вызовет роста цен на отечественные товары, тем более продовольственные, — уверял директор одного из департаментов МЭРТ Евгений Олейников. Дескать, продовольствия мы производим для удовлетворения даже повышенного спроса, сдерживающим же фактором подорожания, скажем, бытовой техники выступит низкая покупательная способность потребителей. По моему мнению, не факт и звучит весьма цинично.
Уже не факт, что мы имеем дело с гибким курсом в классическом понимании ввиду его отдаленной связи с инфляцией и наличия серьезных административных ограничений. К тому же, судя по ценникам, слабая гривня уже привела к подорожанию мяса и алкоголя. Дальше она подтолкнет вверх стоимость цитрусовых, мороженой рыбы и т. п. Плодоовощная продукция, я полагаю, до сих пор дорожала преимущественно из-за погодных сюрпризов и повышающихся цен на горючее, но их подталкивает растущий курс доллара. Подорожают кофе и чай, алкогольные изделия, в том числе, и под давлением акцизов в марте. Через несколько месяцев могут вырасти внутренние цены на продукцию, которая обычно экспортируется, в частности на зерновые. При всем этом правительство не станет торопиться на борьбу с потребительской инфляцией, потому что таможня будет поставлять дорогие сердцу доходы в виде таможенных платежей от импорта.
...И не о деньгах
Не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилась мнение: я все о деньгах и деньгах... Девальвация удешевляет все активы страны, поэтому вышесказанное больше, чем о деньгах. Это упоминание о неокупаемости множества проектов, которые правительства разных созывов защищали государственными гарантиями, нашими налогами. Это своеобразный текущий счет за головотяпство, фанфаронство, расточительство, безответственность, которые так сильно прижились, что стали фигурами речи. Подумаешь, на днях из-за трещин в кузовах заменили все скоростные поезда «Хюндай» на отечественные с локомотивной тягой — доедем из столицы в Харьков на электричке! И гарантия на эти поезда еще не истекла, так что расходы на устранение повреждений возьмет на себя корейский производитель. И разве удивительно, что НАК «Нафтогаз України» ограничила поставки газа сразу 11 областям из-за задолженности коммунальных предприятий теплоэнергетики! Они вечно в долгах перед НАК, а та — перед российским «Газпромом». И удивило ли известие об Украинском профессиональном банке, который может получить через суд активы Львовского автобусного завода за непогашенный долг на 31,25 миллиона гривен?! Это все — из новостей отчетной недели. Но несмотря на то, что за всеми этими новостями торчат уши кредитов на миллиарды долларов, я веду речь о том, что больше, чем деньги — ответственности за активы, которые сегодня обесцениваются.