Министерство финансов приготовило щедрый подарок производителям сигарет: проект изменений в Налоговый кодекс предусматривает в 2015 "налоговые каникулы" для сигарет с фильтром. Правда, курильщикам бесфильтровой продукции повезет меньше - акциз на этот товар планируют поднять на 60 (!) процентов.
Почему Минфин решил оставить в покое львиную долю табачного рынка и наращивать акцизные поступления только с малой его части, а именно с 15 процентов, которые в табачном сегменте занимает бесфильтровка? Неужели госбюджету больше не нужны деньги?
За пояснениями сложившейся ситуации мы обратились к Олегу Стрекалю, директору по корпоративным вопросам компании "Империал Табако Юкрейн".
Олег Стрекаль, директор по корпоративным вопросам компании "Империал Табако Юкрейн":
"Мы предлагаем бюджету около 3 миллиардов дополнительных поступлений - возможно, новый министр финансов заинтересуется..."
Акцизный налог на сигареты постоянно повышается, но цены на них растут неравномерно. Почему так происходит?
- Утверждение о том, что в Украине повышаются акцизы на табак, справедливо лишь отчасти. Да, на сигареты низкого и среднего ценового сегментов ставки акцизного налога, действительно, повышались. Но вот на сигареты высокого и премиального сегментов за последний год они, как ни странно, наоборот - снизились (хотя правительством и декларируется, что акциз повышен для всех табачных изделий). И никакого парадокса здесь нет - нужно внимательно посмотреть на структуру налога.
Его ставка в Украине состоит из двух частей - специфической и адвалорной. Специфическая ставка (отдельно для сигарет с фильтром, отдельно - для бесфильтровых сигарет) устанавливается в гривнах за 1 тыс. шт., и эту сумму производитель уплачивает в бюджет вне зависимости от цены изделий. А вот вторая, адвалорная ставка, устанавливается в процентах от максимальной розничной цены, которую производитель декларирует для каждого из сортов сигарет отдельно. Такая система налогообложения (ее называют смешанной) принята в большинстве развитых стран мира и считается социально справедливой - чем выше максимальная цена, чем дороже определенный вид сигарет, чем обеспеченней их покупатель, тем больший налог с него и взимается. Но не у нас.
В 2013 г. было проведено резкое (в два раза) снижение адвалорной составляющей табачного акциза. Конечно, специфические ставки при этом повысились. Но в итоге вышло, что сумма налога, который платился с пачки дорогих сигарет, уменьшилась в среднем на 60 копеек по сравнению с предыдущим годом. А в премиальном сегменте ситуация еще более "яркая": в 2013 г. акциз с одной пачки премиальных сигарет снизился на 1,13 гривен по сравнению с 2012 г. Давайте посмотрит на эти же ценовые категории в 2014 году: в его первой половине снижение суммы акциза по сравнению с уровнем 2013 г. составило 36 копеек за пачку и 92 копейки за пачку соответственно.
Кто стоял за этим решением, и к каким последствиям это привело?
- Это беспрецедентное снижение адвалорной составляющей табачного акциза было принято правительством Януковича в угоду производителям премиальных и дорогих сигаретных брендов. Но что мы получили в Государственный бюджет? Ведь акциз на сигареты, напомню, один из основных бюджетообразующих налогов.
Такой "подарок" премиальным и дорогим сигаретам, которые занимают 40% рынка, дорого обошелся бюджету - в 2013 г. он недополучил около 3 млрд. грн (!) акцизных поступлений. Зато отдельные участники рынка, пользуясь появившимися налоговыми льготами, резко увеличили собственную прибыль. Как за счет госбюджета, так и за счет потребителей - ведь, несмотря на снижение акцизных отчислений, цены на дорогие сигареты росли! А вот курильщики недорогих сигарет, акциз на которые реально вырос, начали искать более дешевый продукт на черном рынке. Доля этого рынка "подпрыгнула" до 10% всего оборота табачных изделий в Украине, а бюджет потерял за год еще 2 млрд грн.
Но это подход, как Вы сами говорите, был заложен прежним правительством. Что-то, на Ваш взгляд, меняется сейчас?
- Нет, парадоксальным образом пост-майданный Кабинет Министров сохранил схему "папередников". Иными словами, адвалорная составляющая акциза остается нетронутой, а, значит, сохраняются и преференции дорогим брендам.
Но реформаторы намерены идти куда дальше "злочинної влади"! В соответствующем правительственном законопроекте на 2015 г. для всех сигарет с фильтром, включая дорогие и премиальные сегменты, вообще предусмотрены налоговые каникулы с нулевым повышением как адвалорной, так и специфической составляющей акциза и минимального акцизного обязательства (т.е. суммы налога, ниже которой производитель уплатить не может).
А за счет чего правительство собирается увеличивать акцизные поступления от табака? Да за счет все того же дешевого сегмента: в законопроекте предлагается на 60% увеличить специфическую составляющую акциза на сигареты без фильтра.
Кстати, наша компания несколько раз направляла Правительству и конечно же Минфину предложение по сбалансированному повышению акцизов, которое могло принести более 1 млрд дополнительных поступлений в бюджет. Положительной реакции нет!
На днях мы отправили госчиновникам новые расчеты повышения ставок, которые на следующий год должны дать около 3 млрд гривен дополнительных налоговых сборов. Возможно, новый министр финансов заинтересуется...
Вместе с тем, мы постоянно слышим тезис: дешевые табачные изделия наносят больший вред курильщикам, чем дорогие и, пусть уж лучше украинцы курят более качественные сигареты...
- Не существует более вредных или менее вредных сигарет - читайте предостережения на пачках. Здесь дело не в заботе о здоровье, а в попытке перераспределить налоговую нагрузку и дать сигаретам с фильтром "отдохнуть" от акцизов. С другой стороны, и о госбюджете никто не заботится. Ведь легальные сигареты без фильтра сейчас занимают всего 12-15% легального же оборота. И действия властей, исключающие фильтровые сигареты из акцизного повышения, искусственно сужают базу роста налогообложения. Курят эти сигареты самые малообеспеченные люди, которые предельно чувствительны к малейшему изменению цены на продукт. Они с легкостью отказываются от подорожавшей отечественной бесфильтровой продукции и переключаются на дешевую фильтровую контрабанду из той же Беларуси. Есть оценки экспертов о том, что если акциз на "бесфильтровку" резко повысят, около 30% потребителей этого продукта "уйдут в тень". За ними "уйдут" и налоговые поступления, на которые рассчитывает госбюджет.
О социальном аспекте и говорить не приходится - акциз в пачке дешевых сигарет за два года вырос на 57% или на 2,2 грн, а в пачке премиальных - только на 3%, или на 20 копеек. Разница в темпах - 11 раз! Получается, даже на табаке богатые платят меньше налогов...
Звучали заявления о том, что эти изменения налогообложения разработаны в рамках имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
- Как раз предложение резко повысить ставки акциза на одни сигареты и "заморозить" на другие входит в прямое противоречие и с Соглашением об ассоциации с ЕС и с самим Планом действий правительства по имплементации этого Соглашения. Первый документ предполагает, что уровни и темпы повышения акцизов на табак согласовываются решением Совета Ассоциации, в который входят представители ЕС и Украины. Совет еще не создан, План действий правительства предусматривает, что решение по ставкам и темпам их роста должно быть принято только к июлю следующего года, но размеры акцизного налога уже начинают "подгонять" под европейские. Получается, что авторы правительственного законопроекта нарушают правительственные же планы.
Какой выход Вы предлагаете?
- Во-первых, нужно немедленно изменить структуру табачного акциза, увеличив его адвалорный компонент. Это остановит снижение сегмента недорогих отечественных сигарет без фильтра и "перетекание" спроса на черный рынок.
Во-вторых, властям пора уже разрабатывать акцизную политику совместно со всей табачной индустрией, а не в угоду отдельным компаниям.
И, наконец, в-третьих, принять долгосрочную стратегию постепенного сбалансированного сближения акцизных ставок с уровнем стран ЕС, учитывая реальную покупательную способность населения и угрозу теневого рынка.
Да, отрасль перегружена налогами. Но я понимаю, что в ситуации, в которой сейчас находится страна, предлагать "табачные налоговые каникулы" нельзя. Поэтому, для начала, нужно сбалансировать разные части акциза и справедливо перераспределить налоговую нагрузку.